Будущее в опасности
По данным исследователей, избыток CO2 приводит к изменению климата, что влечет за собой огромное количество природных катастроф. Прогнозируется, что к 2100 году ситуация может стать непоправимой, если вовремя не принять меры по сокращению выбросов СО2. Именно поэтому ближайшее будущее транспорта – за энергоэффективными технологиями: электрическими двигателями и водородными топливными элементами, которые во время работы не загрязняют окружающую среду.
Традиционные двигатели внутреннего сгорания уходят в прошлое
Крупнейшие мегаполисы мира (в их числе: Москва, Стокгольм, Осло, Барселона, Милан и другие) стремятся сократить количество выбросов вредных веществ в атмосферу, работая над переводом общественного транспорта на энергоустановки с альтернативными видами топлива.
Так, Лондонская транспортная стратегия предусматривает полное прекращение выбросов от общественного транспорта к 2037 году и превращение британской столицы в «безуглеродный город» к 2050 году. Лондон взял на себя обязательство с 2025 года закупать только автобусы с нулевым уровнем выбросов.
Быстрее надеются решить проблему в Париже: в ближайшие годы планируется закупить более 800 автобусов на биотопливе и электричестве, а уже к 2025 году город полностью перейдёт на «чистые» автобусы.
Ещё в 2017 году мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, согласно которому российская столица с 2021 года будет покупать только экологичный транспорт (автобусы с ДВС могут приобретаться лишь для мобилизационных нужд и до момента запуска в серийное производство электробусов особо большой вместимости).
К 2040 году количество электробусов во всем мире превысит 1,3 млн. и составит более 50% от общего мирового автобусного парка.
Крупные мировые автопроизводители также поддерживают развитие «зеленого» транспорта и анонсируют прекращение производства автомобилей с ДВС: Nissan (для китайского рынка) и Jaguar — к 2025 году, Bentley, Volvo, Ford — к 2030-му, General Motors и Voklswagen — к 2035 году, Audi и Mercedes — в течение ближайших 20 лет.
Мировой парк легковых электромобилей растет ежегодно с высокой скоростью, что означает мировое признание и удобство эксплуатации такого вида транспорта. В России, по данным аналитического агентства «Автостат», на январь 2021 года количество электромобилей превысило 12 тыс. единиц, что в два раза больше, чем в январе 2020 года.
Эффективность водородного транспорта
Исследование энергоэффективности городских автобусов, работающих на разных видах топлива, показало, что электрические и водородные энергетические установки позволяют снизить выбросы СО2 в десять и более раз на этапе эксплуатации.
При этом важно учитывать, что сейчас используются четыре основных способа получения водорода:
Только «зеленый» и «голубой» водород обеспечивает снижение выбросов СО2 на 88–90% в полном жизненном цикле.
Заправка водородом способна обеспечить необходимый пробег и может проводиться раз в сутки, при этом аккумуляторная батарея становится существенно меньше в размерах, но остается нужна как буфер для электроэнергии, потребление которой во время движения неравномерно.
Стоит отметить, что получение электроэнергии с помощью топливного элемента на водороде сопровождается только выделением водяного пара и тепла, которое в зимнее время может быть эффективно использовано для отопления салона автобуса. В России уже имеются предприятия, у которых есть опыт производства водорода (пока что «серого» и «бурого»), его хранения и транспортировки, но открытым остается вопрос развития заправочной инфраструктуры для транспорта на водороде.
Кроме того, использование водорода требует ответственного обращения — водородные автобусы и вся инфраструктура должны пройти тестирование, сертификацию и соответствовать самым высоким требованиям безопасности. В связи с этим Москва будет готова тестировать водородные автобусы, когда появится безопасный образец, поэтому теперь дело за российской автопромышленностью.
Для полноценного запуска водородного транспорта потребуется создать зарядную инфраструктуру в соответствии с градостроительным кодексом и согласовать ее с Ростехнадзором. Уже в 2022 году будет вполне реально выпустить первый водородный автобус на улицы Москвы.
Как показывает опыт ведущих мировых стран, будущее за электрифицированным транспортом, который становится отличной заменой автомобилям с ДВС как по экологическим, так и по эксплуатационным показателям.
Москва начала с электробусов
С 2019 года Россия принимает условия Парижского соглашения по климату, в том числе в отношении ограничения выбросов парниковых газов. В соответствии с соглашением к 2030 году выбросы должны составлять не более 70% от уровня 1990 года. Энергетическая стратегия России предполагает снижение удельного расхода топлива на транспорте на 13–15% к 2035 году — в частности, за счет использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, например водорода.
Более двух лет назад власти российской столицы начали менять дизельные автобусы на автобусы с электроприводом. Сейчас в Москве их 600, или почти 10% от парка наземного транспорта, и она в лидерах среди городов Европы по этому показателю. Уже в этом году эта доля станет еще выше — планируется закупка 400 электробусов. В планах на 2022 год — еще 420 машин, а к концу 2023 года в Москве будут работать более 2200 электробусов.
Только за 2020 год объем выбросов углекислого газа автобусным парком Москвы сократился на 400 т. Следующим шагом в развитии энергоэффективного и экологически чистого транспорта является применение водородных топливных элементов для получения электроэнергии непосредственно на самом автобусе, где основным топливом является водород, а потребность в зарядных станциях отпадает.
Автомобильный транспорт на водороде уже внедряют в тестовом режиме в ряде азиатских и европейских стран. В мире более 500 водородных заправочных станций, из которых около 30% предназначены для заправки только водородных автобусов, и перспектива повсеместного внедрения водородного транспорта может иметь горизонт до 30 лет, который в целом можно отнести и к срокам внедрения водородных автобусов в Москве.
Источник: ©РБК