Крупнейший российский производитель грузовиков «Камаз» и один из основных российских производителей легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), «Соллерс», хотят создать альянс. Об этом «Ведомостям» сообщил источник, близкий к «Камазу». Принципиальное решение о создании альянса с «Соллерсом» принято, добавил представитель «Камаза». Желание создать альянс есть, вопрос находится в проработке, говорит представитель «Соллерса».
Идея создания альянса уже представлена новому курирующему автопром вице-премьеру Юрию Борисову и руководству Минпромторга, сказал один из источников «Ведомостей».
Сейчас формируется дорожная карта будущего альянса. На первом этапе компании намерены реализовать совместные инвестиционные проекты в сфере производства автокомпонентов и развития новых технологий, «цифровой трансформации в области маркетинга и продаж», перечисляет источник, близкий к «Камазу». «Прежде всего альянс будет заниматься совместным развитием новых форм потребления коммерческих автомобилей, технологиями цифровизации продаж и маркетинга», – говорит источник, близкий к «Соллерсу». Также интересны совместные закупки – эффект масштаба позволит сэкономить, добавляет он. Это будет полезным и для совместных предприятий, которые есть у «Соллерса» и «Камаза», подчеркивает он.
Решение о схеме альянса планируется принять до конца 2020 г., продолжают источники «Ведомостей». Возможны различные варианты вплоть до объединения компаний, говорит человек, близкий к «Камазу». Пока о каких-либо сделках речь не идет, отмечает источник, близкий к «Соллерсу». Основатель и владелец «Соллерса» Вадим Швецов не собирается выходить из этого бизнеса. По словам представителя «Соллерса», альянс с «Камазом» рассматривается им «как возможность более быстрого и эффективного роста бизнеса компании, которая остается для Швецова стратегическим приоритетом».
Переговоры об участии в альянсе с другими крупными российскими производителями коммерческих автомобилей – группой ГАЗ (выпускает LCV и автобусы) и «Уралом» (грузовики и вахтовые автобусы) не велись, говорит источник, близкий к одному из участников будущего союза.
Интерес «Соллерса» в альянсе с «Камазом» помимо прочего связан с возможностью расширить рыночные ниши, отмечает источник, близкий к автоконцерну: «Компании же не конкурируют по модельной линейке, а, наоборот, взаимодополняют».
А один из мотивов «Камаза» – желание выпускать LCV, а также расширить модельный ряд среднетоннажных грузовиков, поясняет источник, близкий к компании.
Продажи «Камаза» в 2019 г. в России снизились на 6,7% до 30 504 тяжелых и среднетоннажных грузовиков. Основные акционеры компании – госкорпорация «Ростех» (47,1%), Daimler Truck (15%) и «Автоинвест» (23,5%) бизнесменов Виталия Мащицкого, Рубена Варданяна, а также гендиректора «Камаза» Сергея Когогина.
«Соллерсу» принадлежат Ульяновский автомобильный (УАЗ) и Заволжский моторный заводы. В прошлом году продажи легковых автомобилей и LCV под брендом «УАЗ» снизились на 6% до 38 892 шт. Также у «Соллерса» есть совместные предприятия с Ford (в Татарстане, выпускает LCV Ford Transit и готовится к производству люксовых машин Aurus), Mazda (на Дальнем Востоке, выпускает легковые автомобили) и Isuzu (собирает в Ульяновске грузовики массой от 3,5 до 33 т).
Обе компании еще не публиковали финансовые показатели за полный прошлый год. В первом полугодии выручка «Камаза» по МСФО снизилась на 0,6% до 77,6 млрд руб., чистый убыток составил 3,2 млрд руб. Годом ранее компания получила прибыль – 1,5 млрд руб. Выручка «Соллерса» выросла на 7% до 15,1 млрд руб., чистый убыток составил 136 млн руб. против прибыли годом ранее в 443 млн руб. Капитализация «Камаза» на Московской бирже по итогам торгов 14 февраля составляет 47,9 млрд руб., «Соллерса» – 9,7 млрд руб.
Желание «Камаза» и «Соллерса» объединить усилия – правильное и логичное решение независимо от того, какую форму альянса они выберут, комментируют старший аналитик «Атона» Михаил Ганелин и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Создание альянсов – глобальный тренд в автопроме, позволяющий снизить расходы за счет эффекта масштаба, ответить на новые вызовы рынка, связанные с мобильностью, развитием беспилотного движения, новых форм взаимодействия с клиентами, напоминают эксперты.
Для «Камаза» и «Соллерса» союз особенно актуален, учитывая, что это относительно небольшие игроки, не участвующие в глобальных альянсах и имеющие ограниченные финансовые ресурсы, указывает Беспалов.
Альянс нужен «Камазу» и «Соллерсу» еще из-за ситуации на российском рынке – он по сравнению с рекордным 2012 годом сильно сократился и предпосылок к его оживлению пока нет, говорит Ганелин. По данным «Автостата», в прошлом году продажи грузовиков в России упали на 2%, LCV – остались на уровне 2018 г. Альянс поможет реализовать проекты по выпуску новой продукции на площадках «Камаза» и «Соллерса», повысив тем самым загрузку автозаводов, резюмирует он.
Представители Борисова и Daimler на вопросы «Ведомостей» не ответили. Их коллеги из Минпромторга, группы ГАЗ, «Урала» и «Ростеха» от комментариев отказались.
www.vedomosti.ru