Эксперты торопят с принятием закона о беспилотниках

Поделиться:

Новый вариант законопроекта «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный в Минтрансе, уже опубликован для обсуждения.

Сразу следует отметить, что это третий вариант законопроекта, в первых двух 2019 и 2020 годов нашли много недостатков и дальнейшая работа над ними была прекращена. В новом законопроекте 17 статей, а вступление его в силу как федерального закона запланировано на первое марта 2025 года. В документе его составителями предусмотрены поправки в другие законы, логично связанные с автономным транспортом. Такие, например, как федеральный закон о безопасности дорожного движения, об ОСАГО и еще ряд законодательных документов.

В экспертном сообществе новый законопроект в целом (даже при наличии определенных недоработок) сочли приемлемым, отметив, что в представленном документе «уже более реально отражены основные принципы использования полностью автономных ТС». А в «Яндексе», например, заявили, что это «первый шаг на пути к коммерческой эксплуатации автомобилей без водителя». И было бы неплохо, подчеркнули в компании, если бы к доработке проекта были привлечены участники этого сегмента авторынка. В Сбербанке, принимавшем участие в разработке документа, считают необходимым его скорейшее согласование и утверждение, так как новый закон «установит понятные для всех игроков правила игры».

Сроки согласования проекта, как выяснилось, не устраивают экспертов и руководителей компаний. Так, исполнительный директор ассоциации «Цифровая эра транспорта» Дмитрий Ольховиков, выступая на пресс-конференции «Итоги работы первых коммерческих проектов в беспилотных грузоперевозках и планы развития отрасли» (в МИЦ «Известия»), отметил, что «сроки согласования этого проекта являются чрезмерными».

А генеральный директор АНО «ПравоРоботов» и по совместительству эксперт Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации РФ Никита Куликов заявил о том, что рынок в настоящее время крайне заинтересован в скорейшем решении вопроса. Он заметил, что к обсуждению темы правового регулирования беспилотного транспорта в России приступили в 2015 году, а принятие законопроекта состоится в 2025-м. Все эти затяжки, по его словам, привели к тому, что «в течение 10 лет у нас существует правовой вакуум, в котором не двигается ни одна из сторон».

Высказался эксперт и подмене понятий в разработанном Минтрансом законопроекте.
- Если мы говорим о беспилотниках, то в законопроекте предлагается формулировка «высокоавтоматизированные транспортные средства». Что это означает? Высокоавтоматизированные не означает беспилотные. Логично, что Минтранс таким образом пытается подстраховаться. Насколько правильно сейчас принимать закон о высокоавтоматизированных, а не беспилотных ТС — это еще вопрос. Ведь все сейчас работают именно на беспилотные технологии, - подчеркнул Куликов.

В общем, очевидно одно, - участникам рынка беспилотного коммерческого транспорта предстоит решение многих и весьма сложных проблем, связанных как с правовым регулированием, так и с другими аспектами столь непростого процесса автономизации.

Впрочем, не стоит забывать и о стимуле: почти в десять миллиардов долларов по предварительным подсчетам аналитиков будет оцениваться рынок автономных транспортных средств через десять лет.

Источник: transler

Поделиться: